Назад
Осторожно, агенты НПФ - мошенники!
7 ноября 2013
Проблема недобросовестных агентов НПФ - одна из самых острых для рынка. Вариантов мошенничества несколько. Во-первых, агент может предоставить недостоверную информацию (о доходности и других показателях фонда). Во-вторых, документы о переводе накопительной части пенсии в тот или иной НПФ человеку могут просто «подсунуть» на подпись, например при заключении кредитного договора. И третий вариант, это когда накопительную часть переводят без ведома будущего пенсионера.
На вопросы портала Sberex.ru отвечает Александра Гвозденко.
Sberex.ru: Расскажите об основных типах мошенничества со стороны недобросовестных агентов и посоветуйте, как от него (мошенничества) уберечься.
Чаще всего, это:
- Подделка документов и использование незаконно полученных персональных данных для оформления необходимого комплекта документов.
- Передача на подпись клиенту документов вместе с другими бумагами при оформлении кредитов или при совершении каких-либо других сделок (с расчетом на то, что клиент поставит свою подпись «везде, где галочки» и не станет читать).
- Проведение некорректных консультаций в целях скорейшего оформления необходимого комплекта документов для перевода накопительной части пенсии в фонд. Особенно, когда агенты ходят по квартирам. Например, озвучивается неверная (завышенная) доходность или гарантии, которых на самом деле нет. Клиента могут ввести в заблуждение фразами, имеющими двойной смысл, которые, с учетом низкого уровня финансовой грамотности населения, могут успешно «сработать».
Например, от клиентов мы слышим такую информацию о предложениях фондов-конкурентов: «на счета распределяется доходность - 85%». Если клиент не задаст никаких вопросов, он будет думать, что на счет будет зачислена столь высокая доходность. Если же клиент окажется грамотным, и задаст уточняющий вопрос, то консультант ему пояснит, что фонд по закону может оставить не более 15% на свое содержание (ИОУД), а вот 85% распределит на счета. То есть речь идет об относительных величинах, а не о размере реальной доходности. Кстати, грамотного человека насторожат такие высокие доходности на пенсионном рынке, но необходимыми знаниями, к сожалению, владеют не все.
- Еще один пример: агент может заявлять, что фонд - первый в рейтинге. Клиент будет считать, что фонд - лучший, при этом не задумываясь - в каком именно рейтинге и по какому, собственно, показателю. Ведь сегодня даже доходность - далеко не основной показатель для выбора фонда. Единой методики расчета показателя (с целью его раскрытия) нет: кто-то, имея небольшое количество счетов, мог «нарисовать» этот показатель; кто-то появился на рынке после кризиса, и не ощутил на себе последствий 2008 года, поэтому доходность такого фонда не сопоставима с результатом управления пережившего кризис НПФ. Клиенту нужна объективная и грамотная консультация, которая может иметь место при должном уровне профессионализма. Агенты бывают профессиональными редко. Напротив, зачастую у них есть минимум информации и элементарные навыки продаж. Некорректная консультация, по сути, граничит с мошенничеством.
Sberex.ru: Что делать, если агенты без ведома будущего пенсионера, перевели накопительную часть пенсии?
При любом варианте, если клиент посчитал себя жертвой некорректных (либо мошеннических) действий, он может обратиться в фонд, клиентом которого он был. Если на этом уровне проблема не решится, клиент имеет право обратиться в прокуратуру, а также в суд для защиты своих прав.
Напоминаем, Большой пенсионный фонд не использует агентов, и не фигурирует в списке сомнительных НПФ.
Sberex.ru
Новости
26 сентября 2023
Клиенты АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» с начала года получили выплаты на сумму в 1 млрд рублей
10 августа 2023
АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» опубликовал финансовую отчетность за первое полугодие 2023 года
31 июля 2023
АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» проиндексировал накопительную пенсию 4,4 тыс. клиентам
27 июля 2023
На 15% увеличились вложения клиентов АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» в корпоративную пенсию