Личный кабинет
Назад

Осторожно, агенты НПФ - мошенники!


Проблема недобросовестных агентов НПФ - одна из самых острых для рынка. Вариантов мошенничества несколько. Во-первых, агент может предоставить недостоверную информацию (о доходности и других показателях фонда). Во-вторых, документы о переводе накопительной части пенсии в тот или иной НПФ человеку могут просто «подсунуть» на подпись, например при заключении кредитного договора. И третий вариант, это когда накопительную часть переводят без ведома будущего пенсионера.

На вопросы портала Sberex.ru отвечает Александра Гвозденко.

Sberex.ru: Расскажите об основных типах мошенничества со стороны недобросовестных агентов и посоветуйте, как от него (мошенничества) уберечься.

Чаще всего, это:

- Подделка документов и использование незаконно полученных персональных данных для оформления необходимого комплекта документов.

- Передача на подпись клиенту документов вместе с другими бумагами при оформлении кредитов или при совершении каких-либо других сделок (с расчетом на то, что клиент поставит свою подпись «везде, где галочки» и не станет читать).

- Проведение некорректных консультаций в целях скорейшего оформления необходимого комплекта документов для перевода накопительной части пенсии в фонд. Особенно, когда агенты ходят по квартирам. Например, озвучивается неверная (завышенная) доходность или гарантии, которых на самом деле нет. Клиента могут ввести в заблуждение фразами, имеющими двойной смысл, которые, с учетом низкого уровня финансовой грамотности населения, могут успешно «сработать».

Например, от клиентов мы слышим такую информацию о предложениях фондов-конкурентов: «на счета распределяется доходность - 85%». Если клиент не задаст никаких вопросов, он будет думать, что на счет будет зачислена столь высокая доходность. Если же клиент окажется грамотным, и задаст уточняющий вопрос, то консультант ему пояснит, что фонд по закону может оставить не более 15% на свое содержание (ИОУД), а вот 85% распределит на счета. То есть речь идет об относительных величинах, а не о размере реальной доходности. Кстати, грамотного человека насторожат такие высокие доходности на пенсионном рынке, но необходимыми знаниями, к сожалению, владеют не все.

- Еще один пример: агент может заявлять, что фонд - первый в рейтинге. Клиент будет считать, что фонд - лучший, при этом не задумываясь - в каком именно рейтинге и по какому, собственно, показателю. Ведь сегодня даже доходность - далеко не основной показатель для выбора фонда. Единой методики расчета показателя (с целью его раскрытия) нет: кто-то, имея небольшое количество счетов, мог «нарисовать» этот показатель; кто-то появился на рынке после кризиса, и не ощутил на себе последствий 2008 года, поэтому доходность такого фонда не сопоставима с результатом управления пережившего кризис НПФ. Клиенту нужна объективная и грамотная консультация, которая может иметь место при должном уровне профессионализма. Агенты бывают профессиональными редко. Напротив, зачастую у них есть минимум информации и элементарные навыки продаж. Некорректная консультация, по сути, граничит с мошенничеством.

Sberex.ru: Что делать, если агенты без ведома будущего пенсионера, перевели накопительную часть пенсии?

При любом варианте, если клиент посчитал себя жертвой некорректных (либо мошеннических) действий, он может обратиться в фонд, клиентом которого он был. Если на этом уровне проблема не решится, клиент имеет право обратиться в прокуратуру, а также в суд для защиты своих прав.

Напоминаем, Большой пенсионный фонд не использует агентов, и не фигурирует в списке сомнительных НПФ.

Sberex.ru
 
Продолжая использовать сайт АО МНПФ «БОЛЬШОЙ», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, использование файлов cookie и сервиса веб-аналитики Яндекс.Метрика. Подтвердите ознакомление с рекомендациями по защите информации и политикой обработки персональных данных.